Фалес из Милета

ФАЛЕС ( Θαλῆς ) из Милета (Иония, Малая Азия), древнегреческий философ и ученый, основатель Милетской школы, один из «Семи мудрецов». Согласно «Хронике» Аполлодора, родился в 640 до н. э. (распространенная в литературе дата 625 основана на неприемлемой конъектуре Г. Дильса) и прожил 78 лет (90 по Сосикрату); по современным вычислениям, дата «предсказанного» Фалесом затмения — 28 мая 585 до н. э. Происходил из аристократического рода, был близок к милетскому тирану Фрасибулу и связан с храм Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Достоверна традиция о путешествии Фалеса в Египет и знакомстве с древнеегипетской геометрией и космологией. Имя Фалес уже в 5 в. стало нарицательным для «мудреца» (Аристофан, «Облака» 177): мудрость Фалеса истолковывается то как практическая смекалка и изобретательность, то (особенно в 4 в.) как созерцательная отрешенность (Платон, Гераклид Понтийский). Предание рисует Фалеса купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, «первым» из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии. Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Теофраст — «естественной истории», Евдем — астрономии и геометрии. Отделить историю от легенды, аутентичную традицию от позднейшей «реконструкции» не всегда возможно; письменных сочинений Фалес не оставил.

Аристотель (предположительные источники которого — Гиппий и Ксенофан) приводит четыре тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса: 1) все произошло из воды (в перипатетической формулировке, вода — архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «все полно богов» (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное «божеству» вообще), или «душа-псюхе размешана во Вселенной»; 4) магнит (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», т. к. «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1-2) к комплексу панпсихизма (тезисы 3-4) проясняется стоической доксографией (DK11 А 23), истолковывающей панпсихическое божество как демиургическии принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая таким образом система находит близкие параллели в других ближневосточных космогониях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как «жизненное дыхание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморфной онтологии Фалеса лежит отождествление понятий «бытия» и «жизни»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) — вода. Таким образом, «материя», в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как «пища» или «семя» космического организма (сравни Аристотель. «Метафизика» 983b22 cл.). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Фалеса через Анаксимена, Гераклита, Диогена Аполлонийского к стоикам.

Свидетельства: DK I, 67-81; Maddalena A. Ionici, testimonianze e frammenti. Fir., 1963, p. 1-75; Colli G. La sapienza greca. Vol. 1. Mil., 1977; Лебедев, Фрагменты, 1989, с. 100-115.

Лит.: Classen С J. Thaies, — RE, Suppl. 10, 1965, col. 930-947; Mansfeld J. Aristotle and others on Thaïes, or the beginnings of Natural-Philosophy, — Mnemosyne, ser. IV, 38, 1-2, 1985, p. 109-129; Лебедев А. В. Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского), — Текст: семантика и структура. М., 1983, с. 51-66.

А. В. ЛЕБЕДЕВ, кандидат филологических наук, ведущий
научный сотрудник Института философии РАН.

Статья из энциклопедического словаря «Античная философия» под ред. П.П. Гайденко

Список материалов на сайте посвященных Фалесу смотрите здесь:
http://dialectical.ru/fales